Безопасность на дорогах напрямую зависит от состояния дорог и придорожной инфраструктуры. Вот почему ученые, инженеры и изобретатели постоянно предлагают все новые способы снижения аварийности.
Столкновение автомобиля на полной скорости с железобетонным или железным фонарным столбом грозит смертельным исходом. Чтобы смягчить последствия такой аварии и повысить шансы людей на выживание, испанская строительная компания Adhorna разработала гибкие осветительные опоры, которые в случае наезда на них поглощают кинетическую энергию. Они отламываются в месте удара и, подлетая в воздух, совершают колебательные движения, гася тем самым ударную силу.

Безопасные фонарные столбы изготавливают из легких композитных материалов. К тому же они огнестойки, экологичны, не требуют заземления и обслуживания (покраски, гидроизоляции). Они не боятся коррозии, а срок их эксплуатации, по оценкам специалистов, достигает 60 лет и более.
Несмотря на свою высокую упругость и запрограммированную ломкость у основания от сильного удара, такие опоры обладают достаточно высокой механической прочностью. Они полностью соответствуют европейским стандартам дорожной безопасности, им не страшны ни сильный ветер, ни обледенение. Новые фонарные столбы уже установлены в нескольких муниципалитетах Испании, и география их распространения быстро расширяется.
Композитные мачты освещения начали изготавливать и в России. Будем надеяться, что в скором времени они появятся и на дорогах нашей страны. По мнению экспертов, их повсеместному внедрению в жизнь пока препятствует довольно высокая стоимость в сравнении с традиционными аналогами.
Перемещение по неосвещенным ночным дорогам небезопасно. Использовать для кардинального решения проблемы традиционное электричество — непозволительная роскошь. Мексиканский ученый Хосе Карлос Рубьо из Университета штата Мичиокан де Сан Николас де Идальго предложил выход иного рода. Он создал и запатентовал флуоресцентный цемент, бетон из которого днем поглощает солнечную энергию, а ночью начинает светиться зеленым или синим цветом. Работы над модификацией микроструктуры цемента, приведшие в итоге к такому ослепительному эффекту, длились девять лет.

Бетон с необычными оптическими свойствами планируется использовать для строительства дорог, зданий и сооружений. Он экологичен, его можно без опаски использовать и для внутренних отделочных работ, не подвержен разрушению ультрафиолетовыми лучами. Сам изобретатель оценивает срок службы своего бетона в сто лет. Подзарядка нового флуоресцентного материала не требует много света, она происходит естественным способом даже в пасмурные дни. Продолжительность полезного свечения достигает 12 часов, его интенсивность можно заранее предусмотреть, чтобы избежать в дальнейшем ослепления велосипедистов или автомобилистов.
В настоящее время мексиканская разработка находится на стадии коммерциализации. Светящийся бетон, по мнению специалистов, найдет широкое применение в сфере дорожного и гражданского строительства.
Для справки. Человек изобрел бетон свыше 4000 лет назад, и до сих пор он остается самым востребованным в мире материалом искусственного происхождения. Бетонные дороги получаются прочными и долговечными, но в России они пока мало распространены. Основная причина — высокая стоимость строительства бетонного полотна по сравнению с асфальтовым покрытием.